+7 (495) 781-07-85
0 Сравнение EN

Применение компьютерной томографии для контроля литых деталей поршневых двигателей и компрессоров

25 апр 2025

Технология литья – одна из самых древних производственных технологий, чья история начинается примерно 5000 лет назад. Развитие технологий литья было непосредственно связано с развитием человечества в целом, и в его совершенствование обеспечивало человечество новыми возможностями. Технология прошла долгий путь, позволяя перейти от создания примитивных орудий, сосудов и объектов искусства к созданию деталей сложных машин.

Детали, изготовленные по литьевым технологиям, могут контролироваться различными методами неразрушающего контроля: визуальными, оптическими, магнитными, вихретоковыми, радиационными методами контроля и другими. Но 21 веке очевидно, что именно рентгеновская компьютерная томография – ультимативный метод контроля, который является самым продвинутым для контроля литья.

Применение компьютерной томографии для неразрушающего контроля литых деталей позволяет одновременно:

  • провести выявление трещин, пустот, пор, включений, а так же количественно их оценить, проведя их количественных обсчет по таким параметрам как объемы, размеры проекций, численно оценить форму;
  • провиазулизировать обнаруженные не идеальности в литье;
  • расчет морфологических параметров для каждой поры, трещины или включения (объем, эквивалентный диаметр, направление);
  • оценить толщину стенок литой детали в каждой её точке;
  • сопоставить полученную деталь с заложенной изначально моделью;
  • проводить контроль степени износа литьевых и их коррекцию путем сопоставления получаемых КТ деталей, ;
  • применить математическое моделирование для оценки прочностных характеристик реальной детали;
  • осуществить контроль качества поверхности внутренних, скрытых полостей.

Преимущества технологии можно показать на двух примерах. Первый пример – контроль ДВС, на рисунке 1 изображен сам объект контроля, а на рисунке 2 – уже его модель, полученная методом КТ на системе томографии изготовленной Sanying, в трех сечениях и в 3D. Изображение контрастно и интуитивно понятно, поиск и локализация дефектов не будет являться трудной задачей. На рисунке 4 уже показан участок, содержащий зону с порами и микропористостью. Данные изображения можно сравнить с результатами прямой радиографии аналогичной детали. Дефекты видны, но чувствительность метода в разы меньше, видно только крупные, а интерпретация и оценка местоположения очень затруднена.

Второй пример – контроль корпуса многопоршневого насоса. На рисунке 5 приведены результаты контроля, в том числе проведенным измерением отдельных геометрических размеров, а на рисунке 6 наглядно показан автоматизированный анализ пористости изделия.


Изображение блока цилиндров двигателя

Рисунок 1 – изображение блока цилиндров двигателя.

DR изображение блока цилиндров двигателя

Рисунок 2 – КТ изображение блока цилиндров двигателя.


Изображение КТ блока цилиндров двигателя

Рисунок 3 – КТ изображение дефектов блока цилиндров двигателя.


КТ блока цилиндров насоса, анализ пористости

Рисунок 4– DR изображение блока цилиндров двигателя.


Изображение блока цилиндров насоса

Рисунок 5– КТ изображение блока цилиндров насоса.


Изображение КТ дефектов блока цилиндров двигателя

Рисунок 5– КТ изображение блока цилиндров насоса, анализ пористости.

Подробнее о томографах Sanying

telegram_3.png